Новогоднее путешествие в Башкирию

~Рыжая Непоседа~
День 1.
Наше путешествие началось рано утром днем 2 января. Машин на трассе, как ни странно, было много. Так как дорога до Николаевки была уже знакома, мне в лице штурмана можно было отдохнуть, и полдороги я спала. Другие полдороги меня мучило невесть откуда взявшееся укачивание. Благо, я взяла свою огромную походную аптечку на все (или почти все) случаи жизни. Больше она в этой поездке не пригодилась, к счастью. Итак, к вечеру 2 января мы были у Игоря и Юли. Следующие 2 ночи нам предстояло провести у них в Николаевке, деревне без сотовой связи, но с вай-фаем и чищеной дорогой. А еще с лошадками, и прекрасными видами горной Башкирии – Иремель, Аваляк, Баштур и Бакты.

День 2
Не все в деревне встают ни свет ни заря. Как и мы, городские жители, хозяева спали до 10-11 часов. Прям ломка стереотипа! Но коров доить не надо, кур кормить тоже, лошади едят 1 раз в день в течение всего дня, на дворе зима, так что можно поспать вдоволь. После завтракообеда мы отправились учиться верховой езде. Кроме Игоря и Юли круги с нами наматывали Горыныч и Лика.

Горыныч меня не слушался, нехотя бродил по полю, иногда переходя на рысь, когда я его совсем доставала.

После обеда катание продолжилось и до заката нам удалось объехать пешком вокруг деревни.

Вечером ребята пошли в баню, а я бегала на все усиливающийся мороз фотографировать звезды.

На следующий день жутко болели мышцы.
День 3
Ночью довольно резко похолодало с -12 до -32.

Машина завелась очень неохотно, но все-таки завелась. Мы попрощались с Николаевкой, Игорем и Юлей

и отправились дальше – на родину русской соды. Знающие люди могут прямиком из Белорецка проехать до Стерлитамака. Но мы были незнающие и поэтому поехали через Уфу, намотав лишнюю сотню километров. Над Белорецком величественно возвышаются горы, небольшие, всего лишь немного переваливающие за 1000 метров, но как красиво они обрамляют город с севера, гордо вздымаясь, как настоящие Альпы! У меня такая красота вызвала бурю эмоций и заставила нас остановиться, чтобы я смогла сделать несколько кадров.

Также на выезде из Белорецка нас ожидал Лось. Сфотографировать его не удалось, но примерно так он выглядит летом.

Чуть дальше мимо объектива моего фотика прошел памятник строителю-комсомолу – огромная зловещая кирка.

Когда едешь из Белорецка в Уфу создается впечатление настоящей горной страны – постоянные подъемы и спуски, а потом вдоль русла невидимой реки по дну ущелья петляет дорога между поросшими лесом холмами.

Такой же пейзаж я наблюдала в предгорьях Кавказа. По обочинам – покрытые инеем деревья. Зимняя, спящая горная страна предстала нашему взору! Путешествие по таким дорогам в древние времена было опасно на грани невозможного. И даже сейчас, в век технологий, здесь легко можно попасть в беду. Из-за резкого торможения впереди идущих машин нам чуть не въехали в зад. Хорошо, что на встречке никого не было, и он нас с успехом обогнал. Дальше ехали без приключений и уже вечером гостили у стерлитамакских друзей.
День 4
Самый интересный. С утра (читать:дня) наша группа разделилась – часть поехала кататься на бубликах с Куштау. А мы вдвоем по 20-градусному морозу решили покорить Торатау.

Об этой горе я узнала из небольшого короткометражного ролика, который был сделан в защиту шихана от его разработки предприятием "Сода". Торатау – не просто красивая гора посреди башкирской степи, но еще и ценный источник чистого известняка. А все потому, что она состоит из останков кораллового рифа, который процветал в некогда бушевавшем на месте Урала море (230 млн.лет назад). Как это ни парадоксально, море давно ушло, риф превратился в кучку трупов ракушек и других морских организмов, а потом и окаменел

Благодаря сейсмоактивности, в результате которой зародились Уральские горы, его подняло на высоту 406 метров, как и 3 других шихана (Куштау, Юрактау и Шахтау, царствие ей небесное). Шихан находится в 17 километрах от города. Даже зимой дорога до подножия расчищена и вокруг плутают натоптанные тропинки. У подножия Торатау расположены постройки, на которых летом проходит фестиваль. Шихан считается у Башкиров священным и, конечно же, с ним связано немало легенд. Согласно одной из них юная Агидель должна была выйти замуж за жестокого юношу Ашака, но, не пожелав этого, пустилась бежать от своего жениха. Он гнался за ней, но она превратилась в быструю горную речку и, петляя, ускользала из его рук. Загнал коня своего Ашак, кинул со злости свое сердце, которое стало на пути ее камнем, но Агидель и его обогнула. Тогда сам он стал перед ней камнем, но речка потекла дальше. Так и по сей день – стоят 4 шихана (Куштау – двугорбый, Юрактау – сердце, Ашактау (Шахтау) и Торатау, а между ними вьется Агидель (р.Белая).
Также у подножия горы расположены стены бараков бывшего лагеря.

Мнения в интернете о том, кто в нем содержался, разнятся. От ГУЛАГа до немецких военнопленных или женского лагеря. Стены, толщиной в метр, остатки решеток на окнах, примерная планировка с камерами метр на два – удручают. Впрочем, под снегом видны только 3 постройки. Наверх мы забирались уже по чистому снегу, так как тропы не нашли. Тропили по очереди, проваливаясь в снег по колено и немного глубже.

Весь день, несмотря на морозец, шел снег и видимость была удручающая, ее, можно сказать, не было вовсе. Шихан открылся нам не за несколько километров, а практически уже совсем на подъезде. Соответственно, обещанных красот Башкирии – Стерлитамака, остальных шиханов, Ишимбая и Салавата – ничего этого мы не увидели. Впрочем, когда мы были на вершине, сквозь облака начало проглядывать солнце и снег потихоньку прекращался. Благодаря этому когда мы спустились, лучи заходящего солнца уже вовсю освещали гору.

Но мы так ничего и не увидели, кроме жуткого ветра и пологой вершины – снежного поля. И, хотя 2 шага кеша были взяты и координаты вычислены, о том, чтобы найти его где-то здесь «в пещерке» не могло быть и речи.
После обеда (плавно переходящего в ужин) мы отправились гулять по вечернему городу. Градообразующим предприятием является ОАО «Сода», о котором уже было указано выше. Благодаря ему, Шахтау уже почти стерта с лица земли (осталось лишь 10% запасов известняка). Бикарбонат натрия или пищевая сода добывается и производится в России только в одном месте – это Стерлитамак. Есть еще кальцинированная сода, которая непригодна в пищу и идет в основном на производство стекла, стирального порошка, мыла и для обезжиривания металлов. Мы узнали, как получают кальцинированную соду методом Сольве. На заводе существует и музей камня – редкие ценные окаменелости, которые были извлечены при разработке Шахтау, и на которых была написана не одна русская и зарубежная диссертация. В музей мы не попали, потому что было уже поздно, и контактную информацию о нем найти в интернете оказалось непросто. Над трассами и вдоль них тянутся канатные дороги, которые без отдыха везут породу на завод с Шахтау. Кроме собственно соды, делают на заводе еще и порошки. Одна из новейших разработок – Эколь – мы купили домой попробовать. В местных магазинах, к сожалению, он стоит дороже привычных нам Тайдов и Персилов. Но работники предприятия могут получать их по цене производителя – рублей по 20 пачка.
Наши башкирские гостинцы

Недавно ОАО «Сода» был выкуплен москвичами. Говорят, что именно поэтому разработку Торатау удалось остановить. Теперь же время расцвета предприятия осталось позади: прибыли уходят в Москву, а того, что возвращается, едва хватает на нужды города. К тому же остро стоит вопрос с дальнейшей разработкой. Уже в 2017 году ресурсы Шахтау закончатся, а ближайшие шиханы разрабатывать запретили – значит, новые расходы на транспортировку известняка из месторождения под Сибаем.
Город делится на старую и новую части. В новой части города ведется активная застройка на окраинах.

Центр же представляет собой типичную советскую архитектуру. Кроме спальных районов мы увидели администрацию,

первый в городе пешеходный переход над дорогой,

железнодорожный вокзал

и автовокзал (очень гордая продавщица магнитиков спорила с нашими местными знакомыми о ом, кто лучше знает город). В старой части города расположены кинокомплекс «Салават»,

русский драматический театр,

здание Земской управы (с которым мне удалось купить магнитик, ибо выбор был не велик) и многие другие

Город летом зеленый, видно, что был спланирован.
Улица Ленина

Елка на кольце

Много парков вдоль дорог и просто зеленых насаждений.

На одной из елок (главной?) мы увидели образец местной фауны – двугорбого верблюда.

Дойдя пешком до ж/д вокзала, который мне очень понравился, мы увидели там киоск с магнитами, который был уже закрыт (в 20 часов). Поэтому решили, что завтра с утра сделаем крюк до него. Домой отправились на троллейбусе.

В них, как видно, побывал Капитан Очевидность.

Ехать всего 5 минут оказалось, могли бы и пешком дойти, долго ждали нужный маршрут. Вообще, как я поняла, транспорт там ходит хорошо, особенно троллейбусы, говорят, что до часу ночи(!). Ну, в полдесятого там было много маршруток, и троллейбусы тоже ходили хорошо.
День 5
Встав с утра пораньше, собравшись, заехав на вокзал за магнитиком, отправились в обратный путь. Заехали зачем-то в Уфу, не обнаружив на Проспекте Салавата Юлаева никаких достопримечательностей, покружили по городу и выехали с северной стороны, хотя потом все равно приехали обратно на М5. Потеряли час времени. Через 80-100 км нас ожидал Сим – запоминающийся горный городок на трассе. С нее он как на ладони.

И опять начинаются подъемы и спуски без числа перед главными Уральскими воротами – суровой Уреньгой. Однако нам удалось их миновать, свернув после Сима на Кропачево. Перед самым городом мы поднялись на отличную горку, с которой просматривалась Зигальга с необычной стороны. Выглядела она весьма впечатляюще!

Далее мы ехали по бесчисленным затерянным в бархатных башкирских холмах селениям – родине башкирских санаториев. Миновали мы и знаменитый Янган-Тау. Проезжали Малояз, Татарский Малояз, Месягутово и, минуя Челябинскую область, выехали прямо возле Красноуфимска.
Его объехать не удалось

(свернув в одном поселке направо, чтобы срезать, мы почти сразу же угодили из колеи на обочину, закопавшись так, что пришлось нас выдергивать другой машиной). Далее по Московскому тракту мы без приключений вернулись в город. Путешествие закончилось!